Многие люди с нетерпением ждут наступления Новогодних праздников. Ведь не секрет, что с наступлением декабря, многие производители и продавцы (дилеры, дистрибьюторы) предоставляют существенные скидки на товары, работы и услуги.
И к сожалению, именно на декабрь — февраль приходится наибольшее количество обращений граждан в юридическую компанию «Юрведо» по вопросу возврата некачественного товара и возврата денежных средств за поставку некачественного товара.
Так произошло и с нашим клиентом, жителем г.Москвы — Соловьевым Михаилом, который решил сделать себе Новогодний сюрприз и порадовать себя и своих близких существенной покупкой — купить автомобиль.
Испорченный Новый год
20 декабря 2019 года Соловьев М. обратился в проверенный и хорошо зарекомендовавший себя автосалон, одного из крупнейших дилеров Москвы и Московской области (наименование дилера мы умышленно не раскрываем. В настоящее время идет судебный процесс. По его завершению юристы нашей компании раскроют название автосалона). Стоимость автомобиля, с учетом скидки, составила 1 125 000 рублей.
Соловьев М. заключил предварительный договор купли-продажи и внес необходимую сумму предоплаты. В течении 5 дней автомобиль был доставлен в автосалон и нашего покупателя пригласили на торжественное вручение ключей и документов.
25 декабря 2019 года, Соловьев М. с супругой осмотрел автомобиль, завел двигатель, проехал на машине по территории автосалона несколько метров и не имея нареканий подписал акт приема-передачи транспортного средства и договор купли-продажи.
В тот же день, после окончательного расчета за автомобиль, Михаил выехал за территорию автосалона и поехал на ближайшую заправку. Не доехав до заправки, проехал всего пару километров, Михаил увидел, что на панели управления загорелся индикатор ошибки Check Engine. Согласно инструкции к транспортному средству, в случае появления индикатора ошибки Check Engine следует немедленно прекратить движение.
Соловьев М. доставил автомобиль в автосалон и написал заявление о проведении диагностики автомобиля. Сервисная служба осмотрела автомобиль, выполнили некоторые работы и уведомили М., что проблема устранена. Однако, после выезда из автосалона, сразу же снова загорелся индикатор ошибки Check Engine и появилась сильная детонация со стороны двигателя, после чего транспортное средство было возвращено М. в автосалон о чем менеджером автосалона была составлена расписка от 26.12.2019 года. При оформлении автомобиля на осмотр были допущены существенные нарушения: так была составлена заявка на работы без указания поломки и выявленных недостаток. При возвращении автомобиля в заявке на работы не указаны фактически выполненные работы и выявленные недостатки.
Что делать в подобной ситуации?
Прежде всего, Вам необходимо обратиться к Продавцу товара с письменной досудебной претензией. Направить досудебную претензию нужно по адресу, указанному в договоре, либо подать досудебную претензию лично. В последнем случае, Вам необходимо требовать поставить отметку о принятии досудебной претензии на вашем экземпляре.
По истечении 10 календарных дней или после получения ответа от Продавца, в зависимости от того, что наступит ранее, Вы вправе обращаться в суд, путем подачи искового заявления.
В течении всего периода неиспользования товаром длительного пользования, в случае возникновения альтернативных издержек, Вы вправе требовать возмещения убытков.
Что говорит Закон РФ «о защите прав потребителей»?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.11.2011 года № 924 (ред. От 27.03.2019 г.) «об утверждении перечня технически сложных товаров» автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования относятся к категории технически сложных товаров.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в ред от 18.07.2019) «о защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
2. потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
4. потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
2. нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Согласно ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в ред от 18.07.2019) «о защите прав потребителей» в отношении технически сложных товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Однако, отметим, что Закон устанавливает ограничения. Не на все товары длительного пользования распространяется требование подмены. Исключения здесь!
На основании ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в ред от 18.07.2019) «о защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных ст. 20,21,22 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в ред от 18.07.2019) «о защите прав потребителей», а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в ред от 18.07.2019) «о защите прав потребителей» За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 (в ред от 18.07.2019) «о защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Здоровье гражданина относится к нематериальным благам, охраняемым Конституцией РФ, поэтому я считаю, что действиями продавца, гражданину М. мне причинены нравственные и физические страдания – серьезный моральный вред, выразившийся в ухудшении моего самочувствия.